• Ах, эта свадьба: брачные традиции тамбовчан из глубины веков до наших дней

    Автор: Максим РАЕВ 14.02.2020 699
    Фото: Надежда Золотарёва

  • Еще 15 лет назад классический свадебный сценарий был весьма однообразен. Роспись, фотосессия у городских достопримечательностей, банкет с неизменными конкурсами а-ля лопнуть попой шарик и продажа свадебного торта… Но теперь интернет существенно расширил кругозор брачующихся. А вместе с ним увеличилась и изобретательность молодоженов. Ко Дню влюбленных «Тамбовский репортер» выяснил, как вступали в брак наши предки и чем может удивить современная свадьба.

    Как это было: сговор, запой, девишник

    Традиционная тамбовская свадьба была целой чередой торжеств и ритуалов. Сначала родня жениха присматривала невесту и сваталась. В назначенное время пара вступала в брак, а потом еще долго отмечала это радостное событие.

    «Знакомство и выбор будущего суженого/суженой совершались, как правило, во время праздничных гуляний на Масленицу, Святки, Троицу, во время традиционных осенних посиделок, которые начинались с Покрова (с 1 по 14 октября) и длились до Филипповок (14/27 ноября). Нередко встреча будущих супругов происходила во время празднования престольных праздников или ярмарок, куда стекались жители близлежащих сел за покупками и для развлечений», — рассказывает руководитель проекта Информационно-поисковой системы «Традиционная народная культура южнорусской диалектной зоны», кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка ТГУ имени Державина Татьяна Махрачева.

    В каждом районе сватались по-своему, но больших различий не было. Сначала был сговор, когда мать, родной брат или родная сестра жениха договаривались о дне сватовства. Последнее, кстати, в Тамбовской области называлось «запой» или «рукобитье».

    Во время запоя выбирали день свадьбы, договаривались о приданом. В Моршанском районе даже отдельно оговаривали «кладку», то есть одежду и обувь, которую родители приготовили для своей дочери.

    Если удавалось договориться, родня невесты накрывала стол и угощала сватов. Матери благословляли жениха и невесту, потом начиналось застолье. В богатых селах такой запой мог длиться неделю.

    Если сватам отказывали, то об этом не принято было говорить напрямую. Вместо этого уезжающим сватам в сани могли положить осметок (старый, изношенный лапоть).

    Оставшееся время до свадьбы девушка занималась подготовкой приданого, особенно постельных принадлежностей. Накануне свадьбы постель перевозили в дом жениха, символически продавали, устраивая смотрины, то есть пересчитывая подушки, перины, простыни.

    Еще одна старинная традиция – девишник. Девушка приглашала подружек, которые пели слезные песни и расплетали ей косу – непременный атрибут девичества, с которым ей предстояло расстаться.

    Гулять — так гулять!

    Гуляли свадьбу от двух дней до недели. В первый день родня жениха запрягала лошадей, украшала бубенцами и лентами дуги и отправлялась за невестой. Невесту нельзя было увезти просто так, ее нужно было выкупить.

    «При движении свадебного поезда односельчане нередко преграждали дорогу, заставляя молодых откупаться, а взамен щедро одаривали их советами и поздравлениями», — поясняет Татьяна Махрачева.

    Ничего не напоминает?

    После венчания молодые гуляли в доме невесты. Как и в наши дни, гости поздравляли и одаривали молодых, каждый раз требуя поцеловаться. На территории того же Моршанского района этот обряд назывался «сытить».

    На следующий день родня невесты отправлялась в гости к родне жениха. При этом, в Пичаевском районе, к примеру, полагалось обязательно принести с собой курицу, украшенную лентами. Её дарили молодым. Каждый последующий день отмечался попеременно то с одной, то с другой стороны родни молодоженов.

    В последний день свадьбы по селу с песнями и плясками ходили ряженые, собиравшие угощение в корзинку. В этот день в том же Пичаевском районе было принято «дружка вешать». Крестного и крестную ловили и подводили к свидетелю с требованием откупа. Откупались традиционно яйцами и четвертинкой, то есть бутылкой (не пустой, разумеется) емкостью в четверть литра.

    На этом церемония не заканчивалась. После свадьбы роднее полагалось посещать молодоженов в праздничные дни. На Масленицу молодых катали в санях и водили по дворам.

    «По любви» или «по необходимости»?

    Вступать в брак было принято осенью и зимой, нередко торжество было приурочено к крупным православным праздникам. А вот летом и весной, особенно в мае, это было не принято. Считалось, что женившиеся в мае будут всю жизнь маяться.

    «Исключение составляет праздник Красная Горка (первое воскресенье после празднования Пасхи), когда свадьбы носили массовый характер. Повсеместно существовал запрет справлять свадьбы и венчаться в пост, это считалось греховным и грозило молодым нездоровым потомством», — рассказывает краевед.

    Кроме того, повенчаться могли летом, если семье требовались недостающие рабочие руки в хозяйство в страдную пору. В это время играли свадьбы «по необходимости».

    Кстати, жениться предпочитали не в субботу, как сейчас, а в воскресенье.

    Дождь на свадьбу – к богатству?

    Наши предки верили, что дождь или снег в торжественный день идут неспроста. Дождь на свадьбу – к счастью, богатству, считали жители Бондарского, Первомайского и Сосновского районов. В Мичуринском и Петровском районах, напротив, были убеждены, что дождь предвещает невесте слезы, а солнечный денек – безоблачную жизнь.

    А вот жители Сампурского района полагали, что дождь на свадьбу идет из-за того, то молодожены едят «поджарки».

    «Однозначно отрицательно оценивалась встреча свадебной процессии с похоронной и предвещала раздоры в семейной жизни и развод молодоженам», — говорит Татьяна Махрачева.

    Кроме того, нельзя было передавать кому-то венчальные иконы, чтобы не изменить свою судьбу. В Петровском районе дурной приметой считалось, если кто-то украдет одну из двух ложек, которые специально связывались лентой и предназначались молодым от их родителей.

    Вместо букета бросали… скатерть

    Как видим, в свадебных традициях прошлого много общего с существующими ныне. Только лошадей заменили машины, а праздновать вступление в брак дольше двух дней могут позволить себе немногие.

    Например, из глубины веков пришла к нам традиция встречать молодоженов караваем.

    «Традиция, когда молодая отламывает от хлеба, который на полотенце держит свекровь, потом кланяется ей и затем проходит вместе с мужем за свадебный стол, зафиксирована в Сосновском районе. В этом же районе существует вариант этого действия, когда хлеб небольших размеров – колабушек – выпекали специально для встречи молодых», — рассказывает Татьяна Махрачева.

    Традиция бросать букет невесты, чтобы выяснить, кто из подружек выйдет замуж следующей, также имеет исторический аналог. Только вот в старину бросали… скатерть.

    В Моршанском районе после выкупа невеста выходила из-за посада (стола, за которым сидела с подружками), а на подружек бросали посадную скатерть. На кого из девушек упадет скатерть, та и выйдет следующая замуж.

    Тамбовчане предпочитают умеренную классику

    Свадьба – событие исключительное. И тут не бывает мелочей. Если наши предки выбирали день свадьбы по церковному календарю, то сегодня многие пары особое значение придают датам. На «красивую» дату нередко записываются за год.

    Например, 20.02.2020 года в Тамбове планируют вступить в брак аж 40 пар. Такого количества свадеб не бывает даже летом, когда в день регистрируется до 35 пар.

    А вот День влюбленных оставил тамбовчан равнодушными. В этом году на 14 февраля подано относительно немного заявлений – 15. Для сравнения: на 21 февраля их подано более 20, а это обычная пятница. Хотя, по словам специалистов, по меньшей мере, пять пар приурочили бракосочетание именно к этой дате.

    «Что касается формата росписи, то здесь тамбовчане предпочитают умеренную классику, — говорит начальник управления ЗАГС города Тамбова Наталия Сажнева. – Не могу вспомнить ничего оригинального и необычного. Но сегодня многие пары проводят после стандартной росписи в ЗАГСе выездные церемонии. И там могут проявить фантазию и устроить нечто особенное!»

    Совет от специалиста: как испортить собственную свадьбу

    Чуть больше о современной свадебной моде в Тамбове знает ведущий торжеств Николай Сипачёв. Он утверждает, что сегодня брачующиеся все больше готовы отступать от стереотипов.

    «Многим надоели стандартные традиции и заезженные конкурсы. Но часть, по-прежнему, ассоциирует свадьбу со сбором денег в ползунки и кражей невесты, – говорит он. — Самая необычная свадьба, по моему мнению, была в прошлом году. Ее организовали в стиле «Звездных войн».

    Порой смелые замыслы рушит простое отсутствие финансов. Далеко не все могут позволить себе дать брачные клятвы на воздушном шаре или на дне океана да и просто организовать торжество на высоком уровне.

    «Качественное наполнение банкета стоит недешево. Недорогие ведущие работают по сценарию, который скачали из интернета, используя устаревшие заготовки и банальные конкурсы. Они работают по стандартной схеме, не готовы ориентироваться на месте и направлять ход свадьбы в нужное русло. То же касается артистов на свадьбу. За небольшую сумму вы получите шоу-программу, соответствующую стоимости», — уверен ведущий.

    На атмосферу торжества влияет и количество гостей. Оригинальной может стать и та свадьба, на которую не приглашена вся родня до седьмого колена. И наоборот, обилие гостей не сделает унылое мероприятие веселее.

    Как испортить свадьбу? Пригласить на нее всех подряд. Например, родственников, с которыми общаетесь раз в 3 года. Лучше пригласить на свое торжество самых близких людей и друзей, которые действительно придут на вашу свадьбу искренне порадоваться, отметить это событие и стать частью этого грандиозного дня. Такие люди изначально настроены на праздник. Такие гости — залог хорошего банкета, для них свадьба — ваше торжество, ваше событие, а не просто повод выпить.

    Share this...
    Share on VK
    VK