Иван Белых: “В полете ощущаешь настоящую свободу, осознаешь масштабы мира”
С самого своего возникновения человек мечтал покорить небо. Все мы знаем старинную легенду об Икаре, который смастерил крылья и отправился к солнцу. Не менее знаменита притча о Вавилонской башне, с помощью которой люди хотели достичь неба. И лишь с изобретениями братьев Монгольфье и братьев Райт человечество наконец смогло осуществить мечту – возвыситься над землей. Однако, путешествие на самолете удобно лишь в плане скорости передвижения. А вот более детально насладиться открывающимися сверху красотами лучше всего на воздушном шаре.
Сегодня воздухоплавание становится все более популярным видом туризма. Полет на воздушном шаре дарят в качестве подарка на свадьбу или на день рождения. И уж точно не существует более романтичного места для предложения руки сердца, чем в полете на воздушном шаре.
О любви к небу, увлечении полетами и развитии воздухоплавания на Тамбовщине мы решили поговорить с руководителем Федерации воздухоплавательного спорта Тамбовской области Иваном Белых.
— Иван, откуда появилось увлечение полетами? И что для вас вообще полет на воздушном шаре — возможность получить дозу адреналина или это нечто большее?
— Я мечтал летать всю жизнь. Как только появилась возможность – начал это делать. Сначала на дельтаплане, потом на самолете, воздушном шаре и параплане. Мне нравятся любые полеты, не важно на чем. Это не ради адреналина, просто потребность видеть мир в такой проекции. В полете ощущаешь настоящую свободу, осознаешь масштабы мира. Это трудно передать словами.
— Вы помните свой первый полет?
— Конечно, помню! Тогда адреналина было много! Сверху все несколько иначе выглядит, чем на карте. Деревня, которую ожидал увидеть за горизонтом, оказывается совсем рядом!
— Сколько на данный момент лично вами совершено полетов?
— На воздушном шаре около 250 полетов, всего около 300 часов в небе. Но все полеты уникальны и я помню каждый.
— Для вас важна поддержка семьи в любимом деле?
— Наверное, да. Проще, когда тебя понимают близкие люди. Мы часто летаем всей семьей.
— Насколько обширна география ваших полетов? Насколько известно, вы побывали не только во многих городах России, но и успели полетать над другими странами.
— Да, мы много ездим по регионам, принимаем участие в различных фестивалях и соревнованиях. Прием везде очень теплый. Мы даже поучаствовали на фестивале “Живой Воздух” в моем родном городе Сыктывкаре. Сейчас готовимся к очередной поездке в Кунгур. Удалось полетать и в Европе. Осенью 2018 года принимали участие в большом фестивале в Румынии, где было собрано около 100 аэростатов. В этом году полетали на фестивале “Искусство Полета” в Анноне (Франция). Именно в этом городе взлетел первый воздушный шар братьев Монгольфье в 1783 году.
В России мы принимали участие в фестивалях в таких городах как: Нерехта, Саратов, Переславль-Залесский, Москва, Липецк, Белгород, Сыктывкар, Великие Луки, Кострома, полетали над Крымом. Пару раз занимали 3 место, а один раз в Сыктывкаре заняли почетное 1 место.
— Иван, ваш родной город Сыктывкар, как вы оказались в Тамбовской области?
— После окончания школы в родном городе я поехал учиться в столицу. В Москве я учился сначала в МФТИ на радиотехническом факультете, потом в МИЭМ на факультете автоматики и вычислительной техники. Пока я учился в Москве, познакомился со своей будущей женой, она из Тамбова. После учебы переехали поближе к ее родне.
— В чем сложность этого вида спорта?
— Это не столько спорт, сколько игра на точность. Кто точнее управляет аэростатом, тот получает больше очков. Чем больше практики, тем лучше результаты.
— Какие погодные условия необходимы для полета на воздушном шаре?
— Требуется безветренная сухая погода. Полеты проводятся на рассвете и на закате, когда порывы ветра минимальны.
— Случались ли с вами какие-то интересные и курьезные случаи? Или, быть может, были непредвиденные опасные ситуации, в которых вы думали: “Все брошу, больше в этот спорт ни ногой!”
— Да, бывали. Иногда очень сложно выбраться с места посадки. Я знаю всех трактористов в округе! Бывает очень непросто найти способ вытащить шар с поля или застрявшую машину. Спустя какое-то время понимаешь свои ошибки и стараешься их больше не допускать.
— Насколько часто к вам обращаются с просьбой полетать на воздушном шаре? И кто чаще всего обращается – любители-экстремалы или романтики? Есть любители полетов, которые обращаются к вам регулярно?
— Несколько раз в месяц находятся желающие полетать с нами. В основном так празднуют какое-нибудь важное событие: юбилей, годовщину. Довольно часто в полете делают предложение руки и сердца. Как правило, это романтики. Экстрима тут не так много, как кажется. Да, есть люди, которые летали неоднократно и желают полетать еще.
— Закончите, пожалуйста, фразу “Воздухоплавательный спорт для …”
— Пенсионеров (смеется). Это очень спокойный размеренный вид спорта. Почти игра в шахматы. Другое дело дельта- и парапланеризм. Там скорость, реакция, адреналин, риск.
— Если человек решил заняться воздухоплаванием, что ему нужно делать на первых порах? Куда обратиться, с чего начать?
— Существует два варианта развития событий. В первом — купить собственный аэростат, собрать свою команду, выучиться и получить пилотское удостоверение и летать в свое удовольствие. Так сделал я.
Второй вариант наиболее популярный — влиться в существующую команду, сначала быть волонтером, помогать физически, водить автомобиль сопровождения и постепенно начинать летать самому.
— Какие качества необходимы для человека, управляющего воздушным шаром?
— Ответственность, уверенность в себе.
— Расскажите немного о деятельности Федерации воздухоплавательного спорта Тамбовской области. Насколько хорошо развит этот вид спорта у нас в стране?
— Я являюсь руководителем данной организации. Мы учредили ее в 2016 году для проведения спортивных мероприятий и соревнований в Тамбовской области. К сожалению, в регионе, воздухоплавание не очень жалуют. Мало людей заинтересовано в этом виде отдыха, в фестивалях подобного рода. Мы уже полтора года не ведем деятельность в Тамбовской области, федерация просуществует до конца 2019 года. Продлевать ее деятельность мы не планируем. В других регионах этот спорт развит намного лучше. Команды участвуют во всероссийских и даже международных соревнованиях. Во многих регионах воздухоплаватели получают поддержку спорткомитета, имеют аэростаты с символикой области. Мы регулярно посещаем различные мероприятия по всей стране и немного завидуем им. Жаль, что у нас не удается организовать столь красочные мероприятия.
— Хотели бы вы, чтобы ваши дети продолжили ваше дело?
— Я бы хотел, чтобы у них был выбор и были возможности заниматься тем, о чем они мечтают. К сожалению, у нас сейчас в стране возможностей не так много, как хотелось бы. В той же Румынии, подростки с 16 до 23 лет могут заниматься планеризмом и парашютным спортом бесплатно. Мы только что вернулись из Анноне населением вдвое меньше Рассказово. В этом маленьком городе больше 50 пилотов и 60 аэростатов. У нас во всей области один летающий пилот и один аэростат. Я очень надеюсь, что ситуация в малой авиации нашей страны скоро поменяется в лучшую сторону.