• «Косят зайцы траву — трын-траву на поляне»: разбираем крылатые фразы русского языка

    Автор: 18.06.2020 265
    Фото: goldvoice.club

  • Бесспорно русский язык — богатейший в мире. При этом он радушно принимает у себя новых «гостей», которые впоследствии становятся полноценными членами большой «семьи». Такие слова, как «джинсы», «бренд», «трафик», «плей-офф» и другие, уже давно обосновались в нашем языке и постоянно используются в повседневной речи, а когда-то были неологизмами. А есть выражения пришедшие к нам из глубины веков. Мы часто используем эти фразеологизмы и даже к месту, но не всегда знаем, откуда они пошли. Попробуем разобраться.

    Например, выражение «этому человеку всё трын-трава«.

    Таинственная «трын-трава» — это вовсе не какое-нибудь растительное снадобье, которое пьют, чтобы не волноваться. Сначала она называлась «тын-трава», а тын — это забор. Получалась «трава подзаборная», то есть никому не нужный, всем безразличный сорняк.

    Всыпать по первое число

    rossaprimavera.ru

    Не поверите, но в старой школе учеников пороли каждую неделю, независимо от того, кто прав, кто виноват. И если «наставник» переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца.

    Гол как сокОл

    kopilkaurokov.ru

    Страшно бедный, нищий. Обычно думают, что речь идёт о птице соколе. Но она здесь ни при чём. На самом деле «сокол» — старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая («голая») чугунная болванка, закреплённая на цепях.

    Сирота казанская

    Так говорят о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить. Но почему сирота именно «казанская»? Оказывается, фразеологизм этот возник после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на своё сиротство и горькую участь.

    Непутёвый человек

    В старину на Руси «путем» называли не только дорогу, но ещё и разные должности при дворе князя. Путь сокольничий — ведающий княжеской охотой, путь ловчий — псовой охотой, путь конюший — экипажами и лошадьми. Бояре всеми правдами и неправдами старались заполучить у князя путь — должность. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением отзывались: непутёвый человек.

    Шиворот-навыворот

    Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно было связано с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперёд на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы.

    Водить за нос

    myshared.ru

    Обманывать, обещая и не выполняя обещанного. Это выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.

    Козёл отпущения

    en.ppt-online.org

    Так называют человека, на которого сваливают чужую вину. История этого выражения такова: у древних евреев существует обряд отпущения грехов. Священник возлагает обе руки на голову живого козла, тем самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла (иначе «Азазель») изгоняют в пустыню.

    Точить лясы

    ist.na5bal.ru

    Лясы (балясины) — это точеные фигурные столбики перил у крылечка или лестницы. Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала «точить балясы» означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. Но умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню.

    Тёртый калач

    В старину действительно был такой сорт хлеба — «тёртый калач». Тесто для него очень долго мяли, месили, «тёрли», отчего калач получался необыкновенно пышным. И ещё была пословица — «не тёрт, не мят, не будет калач». То есть испытания и беды учат человека жить. Выражение и пошло от этой пословицы.

    Зарубить на носу

    Если вдуматься, то смысл этого выражения кажется жестоким — согласитесь, не слишком приятно представить себе топор рядом с собственным носом. На самом деле все не так печально. В этом выражении слово «нос» не имеет ничего общего с органом обоняния. «Носом» называлась памятная дощечка или бирка для записей. В далёком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память.

    Ни пуха, ни пера

    Возникло это выражение в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно сглазить. Перо в языке охотников означает птица, пух — звери. В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие, «перевод» которого выглядит примерно так: «Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма!» На что добытчик, чтобы тоже не сглазить, отвечал: «К чёрту!». И оба были уверены, что злые духи, незримо присутствующие при этом диалоге, удовлетворятся и отстанут, не будут строить козней во время охоты.

    Бить баклуши

    Что такое «баклуши», кто и когда их «бьёт»? С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку — баклушу. Заготовливать баклуши поручалось подмастерьям: это было лёгкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить». Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими — «баклушечниками», и пошла наша поговорка.

    Share this...
    Share on VK
    VK