• «Лир. Предсказание»: какое пророчество шуты сообщили королю в новом спектакле Молодежного театра

    Автор: Олеся АНДРЕЕВА 15.10.2019 153
    Фото: "Тамбовский репортёр"

  • Уже в холле молодежного театра развернулось театральное представление и витала атмосфера Венецианского карнавала. «Маски» зазывали в таинственный и немного готический мир.

    Узнать о предсказании для короля Лира пришли многие — в зале аншлаг.

    В основе спектакля великая трагедия Уильяма Шекспира «Король Лир». В очередной раз Молодежный театр обращается к серьезным драматургам. Но, то, что все-таки это молодежный театр, режиссер Андрей Боровиков предлагает зрителям не классическую постановку, а свое, новое решение великого произведения. Он даже придумал свой жанр.

    «Это не трагедия, как у Шекспира, у нас ближе к трагикомедии, но мы решили пойти дальше и придумали свой жанр, опираясь на Шекспира, что весь мир — это представление с шутами. Поэтому жанр нашего спектакля так и называется «Представление с шутами». Все мы в этом мире и шуты, и короли», — говорит режиссер-постановщик Андрей Боровиков.

    Постановка Тамбовского молодежного театра отличается от классических, поэтому называть спектакль «Король Лир» было бы неправильно. Здесь используются лишь фрагменты из этого произведения. Почему «Предсказание»? Потому что здесь именно встреча короля со своими придворными шутами является решением спектакля. Перед тем, как огласить дочерям и людям свой приказ о разделе государства, Лир его оглашает шутам.

    «Шуты разыгрывают эту трагедию, к чему это может привести. Они своим предсказанием ему говорят о том, что это неправильный приказ и неправильное решение. Бросить власть и разделить государство будет ошибочно», — рассказывает Боровиков.

    Трагедия Шекспира многогранна. Каждый режиссер и актер может найти свои ноты, но в случае Молодежного театра «композицию» создавали так, как нужно именно здесь. В спектакле раскрывается много тем: и стремление к власти, и тема сверхчеловека, и тема трусости. Но для режиссера-постановщика в первую очередь была важна тема любви. Никакое золото, никакая власть, стремление к славе не заменит близких людей.

    Особую роль в спектакле играет музыка, которая держит в напряжении от начала и до конца. Режиссер Боровиков использовал отрывки из опер композитора Джузеппе Верди. Основная линия — тема «Риголетто».

    «Для меня это созвучно с трагедией Шекспира, именно тема шута Риголетто со своей дочкой, вот эти арии используются в спектакле. Опера заканчивается тем, что шут с мертвой дочерью на руках, так же, как и трагедия Шекспира. Вот эти переклички и ассоциации короля и шута мне были в данном спектакле важны», — рассказал Андрей Боровиков.

    Есть и аккорд, от которого многие в зале вздрагивали. Он отдельно прописан в увертюре «Риголетто» у Верди. Режиссеру он был важен для спектакля как отдельный «нерв».

    В сценографии используется живопись разных художников. Решетка замка выполнена не по классике, а более абстрактно. На золотых стенах перенос реального почерка Уильяма Шекспира. Рукопись автора сохранилась до наших дней, и именно с нее драматургический текст прописан на стенах декораций.

    Еще одну важную роль в спектакле «Лир. Предсказание» играет пластика актеров. Над ней потрудился режиссер Никита Беляков. Без особой подготовки артист вряд ли сможет крутить «колесо» и виртуозно «скакать» через движущиеся декорации.

    «Пластика обогащает артиста как личность, как творческую единицу, и за ним интересно наблюдать. Поэтому пластика максимально важна», — говорит режиссер по пластике Никита Беляков.

    Спектакль «Лир. Предсказание» — это попытка расшифровать то, что заложено в великой трагедии, а насколько это получилось — судить зрителям.

    Share this...
    Share on VK
    VK