• От храма искусства до гаража и обратно: история здания «Тамбовконцерта»

    Автор: Галина СЕМЯКИНА 26.03.2020 1118
    Фото: Галина Семякина, группа "Старый Тамбов" "ВКонтакте"

  • Есть здания, как и люди, с незавидной судьбой. И последнее время их в Тамбове становится всё больше и больше: в здании старейшего кинотеатра страны «Модерн» разместили магазин фиксированных цен, судьба бывшего кинотеатра «Родина» пока неизвестна, Гостиный двор и старое здание ДОСААФ до сих пор ждут своей участи, исторические особняки на Коммунальной заставляют реставрировать за счёт их жильцов. А в здании «Тамбовконцерта» идёт многолетняя реконструкция, и нет ей ни конца, ни края.

    Народный дом

    Надо сказать, здание Тамбовской Филармонии в нормальном функциональном состоянии пребывало гораздо меньше времени, чем в состоянии ремонта или использования его не по назначению.

    Но начнём по порядку. В 1909 году на средства, отпущенные губернским «Попечительством борьбы за трезвость», в Тамбове началось строительство Народного дома. Подобные дома возникали в различных городах России в конце XIX и начале XX веков. Они предназначались для проведения активной просветительской деятельности в рабочей среде и в какой-то мере способствовали предотвращению распространения пьянства в народе. Этот мотив, видимо, был главным для «Попечительства борьбы за трезвость», вложившим свои капиталы в создание такого заведения. Городская дума одобрила эту идею и выделила под строительство участок на месте бывшего крепостного рва. В 1910 году здание было построено и принято на баланс Тамбовской городской управой.

    Двухэтажный особняк имел практически те же габариты, что и современное здание. Он был выполнен в стиле модерн с выступающей по фасаду центральной частью, на фронтоне которой красовался вылепленный герб Тамбовской губернии. На высоком уровне был оформлен и интерьер Народного дома, а зрительный зал уже тогда отличался великолепной акустикой. В здании стали проводить различные увеселительные мероприятия для детей и для взрослых, работала столовая и читальня. Опыт работы Народных домов был использован позже при создании в стране рабочих дворцов и клубов.

    30 лет забвения

    Деятельность Народного дома в Тамбове продолжалась и в первые годы после революции. Однако большой пожар, охвативший здание в конце 20-х годов, уничтожил всё его оборудование, сохранились лишь внешние стены. Восстановить его в те годы не удалось из-за отсутствия средств.

    Вскоре убогое строение было передано в пользование городскому предприятию гужевого транспорта, а в 1938 году там разместился гараж городского автобусного хозяйства, который просуществовал до начала 60-х годов.

    За эти 30 лет здание пришло в аварийное состояние.

    «Суровый стиль» Тамбовской Филармонии

    В 1964 году дореволюционное здание Народного дома решили реконструировать под концертный зал, укрепили кирпичные стены, сделали пристройку в северной части здания, обновили фасад и боковые стены. Автором проекта стал Владимир Самородов (1893–1978).

    Уроженец Тамбовской губернии, он окончил Петроградский институт гражданских инженеров и три курса Академии художеств по классу скульптуры. Не случайно в его проектах часто использовалась скульптурная пластика.

    В 1942 году Самородов приехал в Тамбов, где вскоре стал главным архитектором области и долгое время возглавлял Тамбовское отделение Союза архитекторов. Именно он автор проектов знаковых зданий и скверов в Тамбове: реконструкции кинотеатра «Родина» и Гостиного двора, памятника танку «Тамбовский колхозник» и сквера, Дома политпросвещения (ныне Областной Краеведческий музей). Большая их часть была возведена в период сталинского классицизма, в котором архитектор смог проявить лучшие профессиональные качества – понимание пропорций и соразмерности, чувство объёма и пространства.

    Здание концертного зала возводилось после выхода в свет постановления 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», в котором утверждалось, что архитектура сталинской эпохи, изобилующая «большими излишествами, не соответствует линии партии и правительства в архитектурно-строительном деле…

    Советской архитектуре должна быть свойственна простота, строгость форм и экономичность решений». Так на смену представительности пришёл «суровый стиль».

    Зданию концертного зала действительно была присуща «строгость формы». Однако за кажущейся простотой скрывалась интересная идея автора.

    Если посмотреть на старые фотографии, показывающие здание издали, то возникнет впечатление, что четыре колонны на его фасаде держат антаблемент (перекрытие). Причем даже с применением «экономичного решения» Самородов нашёл возможность увенчать свою постройку скульптурой и сделал это с присущим ему чувством меры и стиля.

    Архитектор сам выбирал авторов для исполнения скульптуры, которая должна была украшать строившееся здание. Ими стали женщины-скульпторы – Лилия Евзыкова и Татьяна Вельцен. Они и выполнили декоративную композицию «Музыка», которая состояла из двух фигур – мужской и женской.


    В канун 50-летия Октябрьской революции, в ноябре 1967 года, в Тамбовской областной филармонии был дан первый концерт. С того времени концертный зал служил горожанам верой и правдой.

    В новогодние праздники для детей там устраивались ёлки и представления, ребятам постарше показывали на экране киноколейдоскоп — фрагменты западных и наших фильмов. Так советские школьники впервые увидели Фантомаса и злобных динозавров. На сцене Филармонии выступали зарубежные и российские знаменитости, эстрадные певцы и рок-группы, заезжие гипнотизёры и иллюзионисты. И конечно же, свои творческие коллективы.

    В 2009–2010-х годах здание концертного зала снова решили подреставрировать. А в 2013 году вообще началась грандиозная реконструкция Тамбовконцерта, которая не завершилась и по сей день. Но это уже другая история. И её «Тамбовский репортёр» расскажет в следующей серии.

    Источники: marina-klimkova.livejournal.com; Александр Горелов, Юрий Щукин. Справочник-путеводитель. Тамбов.

    Share this...
    Share on VK
    VK