• Цена на бензин Аи92 41.8 руб за литр


    Открытая рана Чернобыля

    Автор: 20.06.2019 68

  • В мае состоялась премьера мини-сериала от HBO – “Чернобыль”. И уже сейчас можно с полной уверенностью сказать, что это одно из главных событий этого года. Зрительский рейтинг ”Чернобыля” побил абсолютные рекорды популярных сериалов “Игры престолов” и “Во все тяжкие” по данным онлайн-кинобазы IMDB. И сегодня этот мини-сериал обсуждают все — от голливудских знаменитостей до подростков в русской глубинке. Российские телезрители разделились на два лагеря: одни утверждают, что фильм потрясающе показал подвиг простых людей, а кто-то, наоборот, увидел сарказм и издевательство над образом советского человека. В принципе, также глядя на некоторые картины Пикассо и Рубенса, один может увидеть игру света и сложность работы, а кто-то просто пошлый вид нагих женщин. Как говорится, сколько людей, столько и мнений. Ничье мнение оспаривать не собираюсь, напишу свое видение картины и постараюсь разобраться, в чем же, собственно, состоит уникальность “Чернобыля”.

    Лично для меня просмотр сериала заставил вспомнить об этой трагедии, посмотреть в прошлое и испугаться за то, насколько хрупок наш мир.

    Качество и достоверность

    В каждом кадре продумано все до мелочей. Одежда героев и массовки, обстановка, предметы интерьера – абсолютно все напоминало советскую эпоху. И первая мысль, которая возникла в моей голове, была следующей: “Какой молодец режиссер, не поленился найти хороших консультантов”. К тому же, сериал снимали на территории Украины и Литвы, где еще витает архитектурный дух советской эпохи.

    В 1986 году мне было всего два года, поэтому многие детали показались знакомыми, но в столь юном возрасте точно запомнить предметы интерьера и различные мелочи я бы не смогла. Поэтому я решила показать своей маме несколько сцен из сериала, чтобы спросить по поводу аутентичности визуального ряда.

    Первая серия “Чернобыля” начинается с кадров сидящего на собственной кухне профессора Валерия Легасова.

    «Обстановка абсолютная схожа с тем временем, — вспоминает мама. – Облегченные покрывала на диванах, очки в роговой оправе, стеклянная пепельница, кухонная утварь – все из того времени. А еще в каждом доме обязательно была стенка с набором хрусталя, это было показателем достатка хозяев».

    Следующими я показала кадры столпотворения людей у больницы, куда привезли их родственников, пострадавших при тушении пожара на Чернобыльской АЭС.

    «Одежда также полностью соответствует той эпохе, — говорит мама. – Мне было 29 лет в 86-м и я прекрасно помню моду на платья ниже колен. Фасоны были практически одинаковы, но женщины старались одеваться разнообразно, искали красивую ткань, чтобы сшить оригинальное платье. Здесь в кадре обувь, одежда, украшения – все абсолютно из середины 80-х».

    Реальные герои

    Основные герои – реальные люди, исключением является советский физик, по сюжету из Белоруссии, Ульяна Хомюк. Эта героиня, по словам самого сценариста, просто собирательный образ многих ученых, принимавших участие в ликвидации аварии.

    Главный герой Валерий Легасов — химик-неорганик, возглавлявший комиссию по расследованию чернобыльской катастрофы. Борис Щербина – заместитель премьер-министра и глава специальной комиссии по расследованию катастрофы. Анатолий Дятлов – заместитель главного инженера Чернобыльской АЭС. Виктор Брюханов – управляющий АЭС и многие другие.

    Красной нитью в повествовании проходит образ Людмилы Игнатенко, жены пожарного Василия Игнатенко. Людмила не принимает участие в ликвидации АЭС и не является центральной фигурой. Просто на примере ее судьбы показана внутренняя боль простых людей, которых также коснулась трагедия.

    Меня приятно удивило то, как режиссер представляет образ советского человека. Например, до сих пор у меня дергается глаз при просмотре знаменитого голливудского кинофильма “Армагеддон”. Там российский космонавт не расстается с шапкой-ушанкой и телогрейкой ни на минуту, открывает кран подачи топлива ломом, регулярно употребляет водку и поет “Интернационал”. 

    В “Чернобыле” нет карикатурных персонажей, нет пафосного напускного геройства, зато чувствуется большое уважение и преклонение перед теми, чью жизнь изменила чернобыльская трагедия. Да, здесь тоже пьют водку, но это как-то оправданно, как “фронтовые 100 грамм”.  Потому что люди здесь живые, совершающие пусть разные поступки, но спасающие мир голыми руками.

    Каждый зритель – непосредственный наблюдатель

    Фильм впечатляет не обилием кровавых сцен, а документалистикой. Зритель выступает словно сторонний наблюдатель. Режиссер просто, не делая акцентов, показывает ту жизнь, как бы говоря: “Я тебе просто покажу, что произошло”. И это была бы абсолютно сухая документалистика, если бы при некоторых эпизодах не наворачивались на глаза слезы.

    Первые две серии я ловила себя на мысли, что мне тяжело дышать, словно отравленный воздух Припяти проник и в мой дом. В сериале есть несколько неприятных моментов – обгоревшие тела пожарных и работников АЭС, их страдания, трансформация отравленного организма. Но режиссер не акцентирует на этом внимания.

    Есть неприятный эпизод, связанный с отстрелом домашних животных на зараженной территории. И здесь, спасибо режиссеру, убийство живых существ не показано в кадрах, зритель, мол, сам все поймет.

    Лично для меня одним из страшных моментов в сериале является эпизод разговора Легасова и Щербины. Профессор настаивает на эвакуации людей, раздается телефонный звонок, Щербина снимает трубку и слушает внимательно. А затем говорит о том, что весь мир знает о катастрофе: американцы увидели взрыв из космоса, детей во Франкфурте не отпускают гулять на улицу, потому что ветер дул в ту сторону.  В это время Борис Щербина смотрит из окна. А за окном течет размеренная жизнь Припяти – идут дети в школьной форме, люди снуют по своим делам. Почему-то именно этот момент запомнился мне больше всего.

    Отношение в Советском Союзе к катастрофе среди простых обывателей первоначально было такое же – со стороны наблюдателя из окна.

    «Мы узнали о трагедии на чернобыльской АЭС из новостей по телевизору, — вспоминает мама. – Ажиотажа не было, все реагировали спокойно, это был первый и единичный случай и никто не задумывался о реальной угрозе. Осознание реальности произошло немного позже, когда стали снимать документальные фильмы и печатать о трагедии в газетах. В то время мы служили на Дальнем Востоке и, к счастью, в нашу сторону зараженный ветер не дул. Я знаю, что радиация дошла до некоторых населенных пунктов Тамбовской области. Немало тамбовчан было отправлено на ликвидацию аварии».

    Стоит отметить, что на данный момент в Тамбове осталось всего около 700 человек из нескольких тысяч, которые принимали участие в ликвидации последствий той катастрофы.

    К сожалению, мы вспоминаем о трагедии на чернобыльской АЭС раз в год – 26 апреля. Возможно, выход сериала снова разбередил открытую рану Чернобыля, которая  никогда не затянется.

    Сериал “Чернобыль” – напоминание о том, что расплата за легкомыслие неминуемо и как простая человеческая ошибка способна  привести с трагедии мирового уровня.                        

    Однако, мы должны помнить нашу историю, наших героев и больше никогда не повторять страшных ошибок, совершенных против природы и человечества.

     

     

     

     

    Поделиться в соц. сетях
    Share on Facebook
    Facebook
    Share on VK
    VK
    Tweet about this on Twitter
    Twitter
    Email this to someone
    email
    Print this page
    Print