• Советский автотюнинг: как украшали автомобили в конце прошлого века

    Автор: Валентина ВОЛЧЕНСКОВА 14.11.2019 489

  • В советские времена все мы жили по одним правилам: у всех были практически одинаковые зарплаты, одинаковое убранство дома и даже одежда не отличалась оригинальностью.  Ирония судьбы.

    И все ездили на одинаковых автомобилях, хотя машина в то время действительно была роскошью. Это сегодня железного коня можно приобрести благодаря кредиту, взятому в банке, а раньше на авто копили, занимали по знакомым, друзьям и родственникам.

    Тогда отечественный автопром штамповал по-советски скудный модельный ряд, поэтому немногочисленные автолюбители все же старались выделиться из общей серой массы.

    В СССР такого понятия как “тюнинг” попросту не существовало, но советские граждане всеми силами старались улучшить и приукрасить свои любимые “Жигули”, “Волги” и “Москвичи”. Многие действительно проявляли недюжинный талант и фантазию, чтобы удивить не только соседей по гаражу, но и всех окружающих.

    Сегодня в нашем обзоре мы рассмотрим самые популярные элементы декора и тюнинга советских автомобилей.

    Ручка коробки передач

    Самым популярным украшением автомобиля того времени была самодельная прозрачная ручка рычага коробки передач. Вместо родного набалдашника ставился новый – в виде кустарно изготовленного из пластика или эпоксидной смолы.

    “Раньше популярностью пользовались ручки с цветами, особенно розами, а также различными насекомыми и скорпионами, — вспоминает водитель из Тамбова с 40-летним стажем Владимир Савельев. – Лично я не украшал свой автомобиль различными элементами, но большинство служебных автомобилей, на которых я работал, уже до меня были оформлены в духе того времени. Что касается ручки коробки передач, то один мой знакомый даже поймал майского жука и залил его смолой, чтобы сделать себе такой набалдашник”.

    Кстати, наивысшим шиком тогда считалось, если розочки были не только на рычаге КПП, но и также на гвоздиках замков дверей.

    Оплетка на руле

    Родной заводской руль отечественного автомобиля не мог похвастаться удобством. Он был сделан из черного пластика и неприятно скользил в руках, что особенно раздражало начинающих водителей. Поэтому эту часть машины украшали с пользой для дела особой оплеткой, выполненной из различных проводов, капроновой нити от бельевой веревки и даже капельниц.

    “Такой руль лучше лежал в руках и был значительно толще, — говорит Владимир Савельев. — Не все водители в то время могли позволить такое улучшение, поэтому многие просто обматывали руль простой изолентой”.

    Массажная накидка на сидение

    По факту лишь в 80-х годах прошлого столетия автомобильная промышленность СССР стала выпускать чехлы для сидений. Поэтому многие водители в то время делали чехлы своими руками. Многие обтягивали сидения плотной тканью, и даже умудрялись постелить ковер на заднее сидение.

    Были в то время популярны так называемые массажные накидки, которые лежали на водительских местах. Выполнялись такие накидки из деревянных роликов и должны были долгое нахождение за рулем делать более комфортным.

    Кстати, массажные накидки до сих пор популярны у многих автовладельцев и по-прежнему являются частью декора автосалона.

    Монетки под стекло

    Одним из наиболее интересных элементов декора советских автомобилей можно назвать монетки под уплотнителем стекла.

    Как правило, монетки под стекла в советское время любили втыкать водители троллейбусов. И помню, как я будучи маленькой все время пыталась сосчитать – сколько же всего денег прячется у водителя под стеклом.

    Шторы

    В советское время не было такого элемента автотюнинга, как тонирование стекол потому что не попросту не было тонировочной пленки. Поэтому многие вешали на окна глухие шторы.

    Некоторые закрывали заднее стекло автомобиля проволочной конструкцией, которая также закрывала обзор салона. Многие также вешали пластмассовые жалюзи, которые в свое время были мегапопулярны.

    “Шторы раньше были очень популярны, — говорит Владимир Савельев. – Конечно же, большинство были сшиты в домашних условиях. Кстати, те автолюбители, которые не закрывали заднее стекло шторой или жалюзи, на всеобщее обозрение любили выкладывать милицейскую фуражку. Это тоже было популярно”.

    Вентилятор

    Это современные автомобили оснащены климат-контролем и кондиционерами, а советские времена автовладельцуам о них приходилось лишь мечтать. И тут на помощь приходили вентиляторы, которые крепились на лобовое стекло.

    Голова куклы на фаркопе

    До сих пор непонятна цель водителей, украшающих фаркоп автомобилей головами кукол. Само по себе зрелище это жуткое, никакой эстетической нагрузки оно не несет, да и пользы тоже. Но, тем не менее, такое рукотворное искусство можно было в то время наблюдать довольно часто.

    Собачки и короны на приборной панели

    Наверняка многие из вас помнят эти украшения, располагающиеся на приборной панели автомобиля. Смешные собачки, кивающие головой в такт движению автомобиля, кстати, до сих пор продаются в некоторых машинах.

    Не менее популярны были пластмассовые короны.

    Наклейки

    В советские времена автомобили, выезжающие за границу, маркировались специальными наклейками. Черные буквы SU в белом овале были свидетелями того, что машина побывала за пределами “союза”. Поэтому многие специально покупали такие наклейки и приклеивали на заднее стекло машины.

    Также были популярны переводные картинки с красивыми девушками, которые клеили внутри салона автомобиля.

    Конечно, многие советские  «усовершенствования» автомобилей сегодня выглядят довольно смешно, а порою и страшно (кукольная голова на фаркопе то еще зрелище). Но, тем не менее, эта страница отечественного автопрома по-своему милая и очаровательная. Даже сейчас в областном центре порою можно увидеть «тюнингованные» «девятки» и «шестерки», с массажными накидками. Признаться, «Тамбовский репортер» не уверен, что это и правда удобно, но тут решать не нам.

    Share this...
    Share on VK
    VK