• То, что безвозвратно утеряно: вспоминаем исчезнувшие здания старого Тамбова

    Автор: Галина СЕМЯКИНА 18.09.2019 3147

  • Как мало мы знаем о старых зданиях Тамбова. Есть, конечно, люди, увлеченные историей родного города, есть и настоящие краеведы. Но так ли уж часто горожане задумываются над прошлым домов, когда идут по улицам нашего старого купеческого городка?

    Дом губернатора

    Дом губернатора был построен в 30-е годы XIX века. Двухэтажное здание с высоким полуподвалом и шестиколонным портиком строилось специально для резиденции тамбовских губернаторов и располагалось в нескольких метрах северо-восточнее того места, где стоял памятный знак к 350-летию Тамбова.

    После революции в этом здании, сменяя друг друга, находились различные административные учреждения. А в 1932 году в него переехал городской Дом пионеров. Тогда же, в результате грубых ошибок, допущенных при перепланировке внутренних помещений, здание рухнуло.

    Дом художника Шевченко

    Краевед Валентина Кученкова в книге «Неизвестный Тамбов» писала об истории Асеевского дворца:

    «Михаил Асеев предоставил часть своей усадьбы для строительства дома-студии местному художнику Николаю Шевченко. Здание было построено в 1910 году по собственному проекту художника не без помощи близких ему по духу друзей Диаманиди и Фреймана. На первом этаже размещались жилые помещения, на втором – просторная студия. Оригинальный небольшой дом, выполненный в стиле модерн, приветливый и гостеприимный, стал подлинным художественным центром города. Бывал в этом доме и один из ведущих художников творческого объединения «Мир искусства» Мстислав Добужинский, посещавший в течение 1890–1915 годов усадьбу матери в селе Семеновка Инжавинского района. Знакомство с провинциальным городом привело Добужинского к созданию иллюстраций к «Тамбовской казначейше» (1913), в художественных заставках к поэме с исторической точностью отразились городские мотивы. В память о встречах с Шевченко Добужинский подарил ему одну из своих графических работ.

    Как и многие интеллигенты Тамбова, ставшие «лишенцами» после революции, Николай Васильевич потерял право на дом и свою студию, где было написано немало лучших его работ. Со временем дом был передан кардиологическому санаторию, а потом незаметно исчез из усадьбы…»

    Дочь тамбовского художника Алексея Левшина, Юлия, в своих  мемуарах вспоминает о 1930-х годах:

    «К чести тамбовских художников, они не раз просили городские власти отдать им шевченковский дом. Но пока велись бюрократические переговоры о судьбе дома, беспощадное время сделало свое дело: он попросту разрушился. А ведь если бы в свое время его отдали в ведение тамбовского отделения Союза художников, была бы сохранена и память об интересном русском художнике, и могли бы быть устроены там творческие мастерские, или можно было бы открыть постоянную экспозицию тамбовских живописцев».

    Полицейская часть на Щепной площади

    Сейчас на этом месте магазин «Пятерочка», что за «Кристаллом», на пересечении Пензенской и Карла Маркса. А с конца 70-х годов XIX века там стояло здание, в котором находилась первая полицейская часть.

    В первые годы советской власти в нем было Управление 1-го района городской милиции. Затем 1 июня 1928 года в здании был открыт детский дом для умственно отсталых детей. В документах за 1950 год упоминается вспомогательная школа-интернат при детском доме №3.


    В 1979 году вспомогательная школа-интернат из здания, располагавшегося по адресу: г. Тамбов, пл. Коминтерна, 3 (бывшая Щепная), была переведена в здание бывшей школы на улице Самарской.

    Пожарная каланча

    Угловой участок Дворянской (ныне Интернациональной) и Христорождественской (ныне Красной) улиц занимали полицейская часть и пожарная команда.

    Они располагались в двухэтажном каменном доме, который стоял в глубине сада со стороны Дворянской. За зданием, во дворе пожарной команды, была восьмигранная пожарная каланча. Высота ее была чуть больше 30 метров, на верху была устроена смотровая площадка. В сильные зимние морозы, когда температура опускалась ниже 20 градусов, на смотровой площадке вывешивали черный шар — это значило, что в школах города отменяли занятий.

    1930-е годы

    Остатки каланчи были ликвидированы уже в начале 50-х годов, а пожарная команда просуществовала до 70-х годов прошлого века.

    1970-е годы

    После ее ликвидации двухэтажное здание было разрушено и на этом месте построили жилой дом №45Б.

    Дом с атлантами

    «Дом с атлантами», вокруг которого в Тамбове сложилось много слухов, стоял на улице Интернациональной примерно на том месте, где сейчас бывший магазин Books, и был снесен в 70-е годы прошлого века. На нем мы остановимся подробнее.

    До революции улица Интернациональная сначала называлась Широкой, а потом Дворянской. Интересующее нас здание располагалось почти напротив пожарной каланчи на углу Христорождественской улицы (ныне Красной).

    Как известно, в Тамбове почти нет книг об архитектуре города, написанных специалистами. А в одном из редких изданий архитекторов Елизаветы Юстовой и Максима Максимова «Тамбов. Памятники архитектуры» (Воронеж, 1979) о «Доме с атлантами» упоминаний нет.

    К категории лучших построек города «Дом с атлантами» относят краеведы. Во-первых, из-за наличия на его фасаде скульптур, столь редких в местной архитектуре, а во-вторых, как они считают, из-за неоправданного сноса. Тогда вторую по исторической значимости улицу города Тамбова, Дворянскую, старательно превращали в современную. Интернациональная улица была широкой из-за палисадников. Здесь в тени деревьев стояло много добротных каменных одно- и двухэтажных зданий постройки XIX — начала XX веков. Для презентабельности центра города, особенно по дороге от вокзала, нужны были высотки, поэтому градостроители и архитекторы шли путем сноса старинных зданий. Сегодня даже фотографий тех домов почти не сохранилось, разве что в частных архивах.

    Но краеведы делают свои открытия. Например, в книге Александра Смирнова «Театр и жизнь» (Тамбов, 2005) о «Доме с атлантами» говорится:

    «В замечательном особняке, выстроенном Масловым на Дворянской улице, украшенном по вишневому фасаду белыми фигурами атлантов, поддерживающих своды оконных арок, был небольшой уютный зал с миниатюрной сценой. Здесь проходили балы, собиралось дворянское общество, привлеченное духовной и интеллектуальной атмосферой своеобразного салона, где царила Мария Григорьевна Маслова, сохранившая девичью фамилию только для сцены. Дом Маслова был как бы «положительным полюсом» в общественной жизни Тамбова («отрицательным» вполне мог считаться особняк Протасьевых на Большой Астраханской, являвшийся чуть ли не карточным шулерским притоном)».

    О нем «Тамбовский репортер» подробно писал в другом материале.

    А в книге Петра Карманова «Путь исканий. Тамбовский театр с Державинских времен» (Тамбов, 2011) в тексте приводятся мнения Ивана Дубасова и Петра Черменского, считавших, что театр Маслова располагался напротив здания присутственных мест, то есть где-то на территории современного городского парка культуры.

    Судя по редким фотографиям, на которых можно рассмотреть особенности дома и детали его декора, можно заключить, что здание построено на рубеже XIX–XX веков. Каких-либо документальных данных о нем пока не опубликовано, но в архиве можно кое-что найти. В частности, на одной из карт Тамбова 1914 года указано, что примерно на этом месте стоял «Дом Гудовича». Что могло быть в здании? По внешнему виду оно меньше всего напоминало жилой дом…

    Текст подготовлен по материалам справочника-путеводителя по Тамбову Александра Горелова, Юрия Щукина и Марины Климковой.
    Фото: yandex.uz и открытой группы «ВКонтакте»

    Share this...
    Share on VK
    VK