• Учить или не учить уроки с ребенком? А у вас и не спрашивали

    Автор: 03.09.2019 45
    Фото: znamkaluga.ru

  • Современную систему образования сегодня не обсуждает только ленивый. Интернет пестрит забавными мемами, отражающими суровую действительность совместного выполнения домашних заданий родителями и детьми. Да и фотографии самих заданий из учебников способны ввести в ступор даже самих нобелевских лауреатов. Не зря уже в народе прижился анекдот: “Задача. Летели два верблюда. Один рыжий, другой налево. Вопрос: сколько весит асфальт, если ежику четыре года?”. И все это было бы весело, если бы не было так грустно. Суровая статистика гласит – 80% учебников содержат ошибки, зато в них частенько попадаются задания, полные отсутствия логики и здравого смысла.

    До пенсионного возраста мне далеко, но я уже сейчас готова надеть платок и ругать современный мир, а в частности – современное образование. Ведь в этом году мой сын пошел в первый класс.

    Первый класс еще не страшен. Как правило, первый год дается детям на адаптацию, домашних заданий фактически нет, есть рекомендации от учителей. А уж следовать им или нет – это личное дело родителей. А вот дальше начнется настоящий ад. Абсолютно все мои знакомые делают со своими детьми домашние задания. И не потому, что они глупы (я имею в виду детей), а потому что детские умы еще не дозрели до таких высоких требований.

    Всему свое время

    Удивительное дело, советская система образования, по сравнению с нынешней, была неторопливой как черепашка. Но, как ни странно, именно она приносила большие плоды.

    В первом классе учеников учили азам – буквам, цифрам, счету на палочках. У каждого первоклассника были самодельные коробочки из спичечных коробков, на которых были наклеены различные геометрические фигуры различных цветов. Мы в первом классе изучали геометрические фигуры! А по современным стандартам ребенок в 4 года уже должен знать не только цвета, но и как выглядит квадрат! Да что там говорить, с 5 лет в детском саду детей начинают обучать азбуке. В первый класс идут ребята, которые уже должны уметь писать и читать, а еще лучше – свободно говорить на английском языке.

    В советское время многие еще в третьем классе читали по слогам, но они старались догонять своих сверстников, что у них спустя время уже получалось. Современные требования гласят – первоклассник к концу года должен читать текст спокойно и неторопливо, не менее 40 слов в минуту.

    kruto.online

    Дальнейшее обучение также строилось соразмерно растущему мозгу и организму ребенка. С 5 классов начиналось более углубленное изучение вводимых предметов – географии, биологии, истории и других.

    Современные учебники для детей начальных классов представляют собой густую мешанину вырванных из основных предметов понятий. Так, у знакомой дочка в прошлом году училась в третьем классе. В гостях бываю достаточно часто, поэтому не только хорошо ознакомилась с системой образования, но и частенько выступала помощником в решении некоторых домашних заданий. Вот периодически я наблюдала разброс тем в одном и том же учебнике. То ребенок изучает мусульманские праздники, то какие деревья и кусты хорошо переносят зимнее время, то процесс пищеварения человека.

    www.om1.ru

    Год назад я тщетно пыталась прочитать про большой мусульманский праздник Ураза байрам. Я не смогла понять и половины текста. Нет, я абсолютно не против изучения подобных тем. У нас многонациональная страна и знание нравов и быта соседствующих народов прививает с детства уважение и терпимость к иным народностям и религиям. Однако напишите тогда это нормальным языком, который будет понятен ребенку в силу его возраста.

    Сложность языка написания современных учебников приводит к тому, что выполнение домашних заданий затягивается не на один час. Абсолютно любую тему приходится

    Читать сначала родителю, потом “пережевывать” ребенку, то есть, рассказывать ему, о чем написали умные дяди и тети, но более доступно. Во время этого пересказа ребенок еще 10 раз спросит, а что обозначает то или иное слово, что надолго тормозит процесс обучения.

    Моя знакомая приходит домой в 18.00 часов. Работает она на заводе, таскает огромные бревна и доски. Придя домой, и наспех перекусив, весь вечер она тратит на выполнение домашнего задания со своим ребенком. А ведь у нее есть и младшая дочь, которой тоже нужно уделить внимание. Как правило, процесс решения задачек происходит на кухне, потому что знакомой надо готовить еду на завтра всей семье, ну и параллельно обучать дочь школьным наукам. Каждый день все эти действия занимают все вечернее время, вплоть до 21.00.

    Казалось бы, нужно развивать в ребенке самостоятельность, пусть сам делает уроки, а мама только бегло их проверит. Мы же так учились. Раньше… По другой системе… Но в этом-то вся и загвоздка. В учебнике по математике за 3 класс дана задача — вычислить площадь квадрата. А это, если не изменяет мне память, 7 класс, геометрия. Не может ребенок ее пока самостоятельно решить. Из-за неподходящего возраста и сложной образовательной системы.

    Вот и приходится родителям делать уроки с детьми, потому что, во-первых, уроки должны быть сделаны, а во-вторых, надо еще попутно объяснить ребенку, в чем смысл заданий.

    “Я с большим нетерпением который год ожидаю летние каникулы, — говорит Наталья Видешин. — Потому что от школьных занятий отдыхает не только моя дочь, но и я. Мой ребенок в этом году будет учиться в 4 классе, с ужасом ожидаю, чего же новенького школьная программа нам преподнесет? Системой образования я абсолютно недовольна, она очень сложная и непонятная не только детям, но и взрослым. Трачу много времени на совместное выполнение домашних заданий с ребенком. Приходится вместе все делать потому, что дочь вообще половины написанного в учебниках не понимает. У меня вообще создается впечатление, что новая программа направлена на то, чтобы ребенок получал знания дома. Но, не у всех же родители – академики!”

    Особенно примечательны современные учебники по математике. В советских учебниках был дан параграф с объяснением темы, а затем примеры задач и способы их решения. Сегодня дома родители уныло разглядывают современные учебники по математике, где нет ни слова о теме изучения, просто стандартные задачи и все.

    Одна гребенка для всех

    С одной стороны сегодня ведется большая работа по организации развития современного ребенка. Куча написанных методичек и комплекс созданных методик, дополнительные занятия, кружки, казалось бы, современному школьнику не остается ничего, как постоянно развиваться и держать курс на премию Нобеля в какой-либо сфере. Однако на практике все происходит иначе.

    school.sosinphoto.com

    Сегодня вроде ввели инклюзив – возможность детям с ограниченными возможностями обучаться в любой среднеобразовательной школе, но забывают о том, что среди обычных среднестатистических школьников большинство не могут освоить современную программу.

    Раньше учителям было стыдно, если в классе были двоечники, потому что “двойка” — это недоработка учителя, который не смог объяснить материал, интересно его преподнести. Сегодня большинство учителей говорят: “Сейчас много отсталых детей рождается, не способных освоить программу, зачем я буду распинаться?” Ужасно, когда бедного ребенка из-за нежелания учителя работать отправляют на конвейер к психиатру, а тот приписывает диагноз, снимая таким образом с учителя всякую ответственность за сломанную жизнь ребенку.

    И дело не в том, что учителя стали плохие, система образования коснулась и их. Учителя тоже перегружены и просто не в состоянии из-за дикого количества проверок и отчетов нормально подготовиться к уроку. И за всем этим изнуряющим трудом они просто не видят детей, их потенциала и возможностей.

    Моя мама не один десяток лет проработала учителем в школе.

    “Сбагрить двоечника – это признаться в собственном бессилии, непригодности и непрофессионализме, — говорит мама. – В свое время таких сложных детей обучали, но ничего, тянули их всеми силами, тянули учителя, класс, школа. И много примеров, когда из сложных детей вырастали хорошие люди.”

    Вот именно этот парализующий страх каждого родителя, что его ребенок попадет в список “отстающих” и заставляет корпеть со своими любимым чадом над современными учебниками.

    Круговая система современного образования плотно зажала в свои тиски учителей и родителей и плотным кольцом сдавила детей. Когда ваш ребенок пойдет в школу – ваша жизнь больше не будет прежней, вы пойдете учиться вместе с ним.

    Я не очень люблю творчество режиссера и актера Никиты Михалкова, но уважаю его как человека. Прежде всего, за его ум и тип мышления. Так вот, в своей передаче “Бесогон” он задается похожим вопросом: кого перестала устраивать система образования, благодаря которой разрушенная страшной войной страна, смогла уже через 12 лет запустить в космос первый спутник, а через 16 лет – первого человека – Юрия Гагарина?