Выгодно будет всем: как платить за ЖКХ напрямую ресурсопоставщикам
О том, что сфера ЖКХ далеко не прозрачна, можно говорить бесконечно. И не всегда понятно, насколько добросовестна та или иная управляющая компания в финансовых вопросах, распределении собранных с жителей многоэтажек коммунальных платежей. В 2013 году было подписано постановление Правительства РФ о порядке расчётов за поставленные коммунальные ресурсы. Условия в документе были прописаны довольно жёсткие. И основная масса тамбовских управляющих компаний, как считают в Госжилнадзоре, эти условия соблюдает.
И всё равно в этой сфере остаются лазейки. Например, система начислений от УК к жителю одна, а от ресурсоснабжающей компании к управляющей немного другая. И из-за этой разницы методик начисления возникают некие цифры, которые когда подтверждены, а когда нет — увы, несовершенство законодательства…
Кстати, усилиями Госжилнадзора некоторые управляющие компании уже лишены лицензий, ещё несколько заявлений рассматриваются в суде. Однако, как утверждают в ведомстве, таких недобросовестных УК на территории области немного.
Но и им можно ограничить доступ к деньгам собственников, заключив прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями (РСО).
Как начать платить напрямую?
Есть два варианта перехода на прямые платежи РСО: первый — когда такое решение приняла сама ресурсоснабжающая организация. Основанием для этого служит предусмотренное Жилищным кодексом наличие двухмесячной задолженности по средним объёмам поставленных ресурсов у управляющей компании или ТСЖ. В этом случае РСО инициирует заключение прямых договоров, причём, судя по разъяснениям Минстроя, согласия собственников для этого не требуется.
Если желание возникло у граждан, механизм один — общее собрание собственников жилья. Решение можно считать принятым, если за него проголосовало 50% собственников плюс один голос. К проведению собраний тоже есть определённые требования Жилищного кодекса и его подзаконных актов.
Прежде всего, должен быть инициатор собрания, который берёт на себя обязанность по уведомлению собственников. Он должен сообщить им о проведении общего собрания, в том числе проинформировать о повестке дня не позднее чем за 10 дней до проведения собрания. Также довести до собственников форму проведения собрания. Как прописано в Жилищном кодексе, их три: очная, заочная и очно-заочная. Если первые две известны и применяются давно, то очно-заочная — определённое новшество. Суть в том, если при очной форме голосования кворум отсутствует, в последующем проводится заочный этап. В этом случае должны быть определены сроки сдачи бюллетеней. К протоколу собрания прикладываются листы голосования, как очного, так и заочного — все голоса суммируются.
«Кстати, если у кого-то возникнет желание подтасовать результаты голосования, стоит учесть, что с прошлого года подобные «вольности» с протоколами общего собрания классифицируются как подделка официальных документов и наказываются в соответствии со статьей 327 Уголовно кодекса РФ», — уточнил руководитель НП «ЖКХ Контроль», председатель Общественного совета по ЖКХ при главе администрации области Андрей Пронькин. — «В Минюсте зарегистрирован 937-й приказ, в котором указаны конкретные требования к оформлению документов. В соответствии с ними обязательным приложением к протоколу собрания должны быть: полный реестр собственников с указанием документов, подтверждающих право собственности, листы голосования, все те документы, которые обсуждаются и утверждаются общим собранием, — например, новый договор на управление многоквартирным домом, заключённый при смене управляющей компании».
После того как весь пакет документов собран, оригинал протокола направляется в управление Госжилнадзора, а копии — в ресурсоснабжающие организации, с которыми осуществляется переход на прямые договоры. Если у них никаких вопросов не возникло, а управляющая компания предоставила полную абонентскую базу, то такой переход может произойти с 1 числа следующего расчетного месяца. При этом законом предусмотрена возможность РСО продлить этот период до трёх месяцев. Поскольку дело это новое, ресурсопоставщик должен создать свои абонентские базы, для чего потребуются дополнительные человеческие ресурсы. После этого «прямой» договор ресурсоснабжения с собственниками считается заключённым.
«Единая платёжка будет удобнее — один из ключевых вопросов сейчас — останется или нет единая платёжка. Мы дважды обсуждали это на общественном совете при главе администрации области. И все сошлись во мнении, что единый платёжный документ нужно сохранить. Иначе возникнет масса бумаг — одну потерял, другую забыл… А единая квитанция будет стимулировать платёжную дисциплину граждан, — резюмирует Андрей Пронькин. — Технически это вполне возможно».
Уже сейчас в платёжках есть такие признаки — например, отдельный штрих-код есть у фонда капремонта и у управляющей компании. Просто добавятся другие РСО со своими реквизитами и штрихкодами.
Всё новое входит в нашу жизнь постепенно
Есть свои плюсы в этом процессе и для управляющих компаний. На них перестают «виснуть» долги неплательщиков. Из оборота убирается большой объём средств, связанных с поставкой коммунальных услуг, соответственно они смогут перейти на упрощённую систему налогообложения.
«До этого доход от коммуналки учитывался как доход компании, и он превышал разрешенные юридическому лицу для перехода на «упрощёнку» 60 миллионов рублей, поэтому управляющие компании были лишены такой возможности. При упрощённой системе налогообложения им также будет легче и с отчислениями по зарплате, и с остатками отчислений», — отметил Андрей Пронькин.
А вот у РСО забот прибавляется, потому что выстраивать отношения, скажем, с сотней управляющих компаний — это не то же самое, что работать с сотнями тысяч абонентов. Тем не менее, это гарантия поступления денег напрямую на счета ресурсопоставщиков.