Алексей Махнорилов: “Дерево – это тепло”
Резьба по дереву считается древнейшим искусством не только русского народа, но и других стран. Издревле деревьям приписывали волшебные свойства, считалось, что в них живут духи-хранители, оберегающие человека. Также раньше считалось, что целительной силой обладают и все предметы, изготовленные из этого материала.
Часто, разглядывая работы мастеров, остается только удивляться – как из обычной деревяшки получаются порой невероятные образы. Резьба по дереву требует творческого подхода, умения разглядеть в обыкновенном корне или куске дерева живой образ. Ведь это не просто профессия, или увлечение, а, в первую очередь — состояние души.
Алексей Махнорилов – один из немногих умельцев Тамбовской области, который занимается деревянным творчеством и уже успел обрести поклонников своего таланта не только среди земляков, но и жителей других городов. О том, как простое увлечение резьбой по дереву стало неотъемлемой частью жизни, о тонкостях искусства и планах на будущее Алексей поделился с читателями “Тамбовского репортера”.
— Алексей, изготовление деревянных изделий, это хобби или уже важная часть жизни?
— Это приоритетное хобби, которое заполнило огромную часть моей жизни (смеется).
— Работа с деревом — это чисто механическая работа или творческая, требующая вдохновения?
— Творческая, требующая вдохновения. Иногда бывают моменты, что вдохновение пропадает, и я приступаю к созданию другого изделия, пока решение проблемы не придет само собой, тогда и возвращаюсь к основной работе. Но и без приобретенного опыта, конечно же, никуда.
— Вы помните свою первую работу из дерева?
— Первую, пожалуй, нет. Но первой серьезной работой, наверное, можно назвать тюльпаны из дерева в вазе. Помню, много времени потратил на их изготовление. В процессе создания, случайно сжег один из тюльпанов в результате эксперимента, пришлось выкручиваться и так же обрабатывать остальные. Так и появился свой уникальный способ обработки изделий. Теперь некоторые заказчики просят обработать тюльпаны именно так.
— У вас часто заказывают тюльпаны. Не боитесь стать заложником одного образа, или наоборот, тюльпаны уже стали вашей визитной карточкой?
— Я еще сам не понял, как к этому относиться. С одной стороны, хочется показать себя разноплановым мастером. С другой стороны, тюльпаны, да и в принципе цветочная тема – это уже определенный почерк, действительно визитная карточка. К тому же, тюльпаны мало кто делает. Есть мастера, но они делают по-своему, мои работы, всё же, отличаются. К примеру, недавняя работа была светильник-ночник в виде тюльпана. Лепестки настолько тонки, что свет проходит сквозь них, показывая структуру дерева во всей красе. Вышел, своего рода, аленький цветочек. Могу ошибаться, но такого еще никто не делал. Как и «левитирующий» тюльпан, который стоит в особой подставке лишь только на одной своей ножке, покачиваясь от дуновения ветерка.
— Раньше деревянные изделия находили применение в быту. Каково их главное назначение сейчас?
— Дерево – это тепло. Когда в руки его берешь, это тепло чувствуется, совершенно другое ощущение, по сравнению с другими материалами. Работы из дерева прекрасно вписываются в интерьер и обиход человека.
— Вы работаете с какой-то определенной породой дерева или подбираете материал к конкретному заказу?
— Зачастую, я смотрю на дерево, и уже знаю, что хочу из него сделать. Недавно сделал деревянную брошь-яблочко из торцевого спила березы. Годовые кольца оказались похожи на яблоко в разрезе, даже с косточками внутри. Вот только надо было соединить два спила вместе. Добавил агат в форме листика, и брошь готова. Вообще, мои работы выполнены из различных пород. Дома лежат заготовки из различных капов, а также акации, дуба, черемухи, яблони, груши, грецкого ореха, бука, липы, березы, тополя, ивы, сосны и других. Ну а если это коммерческая работа, то, конечно, все обговаривается с заказчиком. Я экспериментирую, ищу себя, сочетаю материалы. Вскоре, возможно, появятся работы с эпоксидной смолой, кожей и по кости.
— Работы из дерева всегда кажутся более живыми, нежели работы из камня или железа. К деревянным люди тянутся. Как вы думаете, почему? Может быть, потому что дерево когда-то было живым, шелестело листьями и на нем пели птицы?
— Камень и металл, все же, холодные материалы, дерево – теплое, живое. Оно так же может сочетаться и с другими материалами, что так же присутствует в моих работах.
— Ваша группа в социальной сети достаточно популярна, у вас много заказчиков из других городов?
— Да, география заказов достаточно обширна. В основном заказы поступают из Москвы, а так же из Санкт-Петербурга, Красноярска, Иркутска, Сургута, Севастополя, конечно же, из Тамбова и других городов России.
— А из тамбовских заказчиков кто запомнился больше всего?
— Мне запомнилась одна пара, которая при помощи моих цветов осуществила интересную задумку на своей свадьбе. Молодожены сами обжигали цветы, которые я изготовил. Этот процесс снимался попал на видео в «лав стори». Таким образом, они пропускали и вкладывали свое тепло. А на самой свадьбе они подарили эти цветы своим родителям. Очень трогательно и тепло получилось.
— Часто ли Вас благодарят за выполненную работу?
— Да, слова благодарности и положительные отзывы приходят достаточно часто. Что не может не радовать. Особенно запомнилась заказчица Марина из Перми. Само имя ее относится к морской тематике, и она открывала кафе в морском стиле, плюс ко всему синий цвет – ее любимый. Она заказала тюльпаны необычного синего цвета, бонусом отправил брошку в виде якоря. Когда Марина получила заказ, то отправила мне очень душевное голосовое сообщение, которое было приятно слышать. Зачастую, такие теплые слова стоят дороже денег.
— Насколько мне известно, морская тематика близка и Вам, ведь Вы служили в ВМФ?
— Да, причем я попал в тот род войск, куда и желал. Черная шинель сыграла здесь главную роль. Шинель ассоциировалась с военными городками, и детством, проведенным в них. У меня отец военный, но он, правда, носил серую и синюю шинели. Ну, а за время уже своей службы, я побывал во многих городах – Санкт-Петербурге, Кронштадте, Махачкале, Каспийске, Астрахани. Каждый год теперь я отмечаю с друзьями День ВМФ.
— Есть известный портал Ярмарка Мастеров, принимаете ли вы участие в жизни портала? Или есть другие площадки, на которых можно увидеть ваши работы?
— В основном я базируюсь в социальных сетях. На портале “Ярмарка Мастеров” я выкладывал работы, но мне не совсем нравится, как проработан сам сайт, да и вытягивание денег за размещение работ. Планирую однажды разместить работы на другой торговой площадке, ориентированной на Запад, где можно увидеть работы как отечественных, так и зарубежных мастеров. Изделия ручной работы на Западе, насколько мне известно от коллег, достаточно высоко ценятся.
— Есть мастера, за творчеством которых Вы следите, и работы которых Вас вдохновляют?
— Я слежу за творчеством Вячеслава Квитко, считаю его профессионалом своего дела. Как-то обратился к нему за советами, написал в соцсети. Вячеслав ответил на интересующие меня вопросы, высказал конструктивную критику, дал напутствие. Не менее интересны работы Владимира Налимова. У этого мастера действительно за плечами огромный опыт работы с деревом. Он выкладывает видео-уроки на своем канале YouTube, в основном, в цветочной тематике. Это очень интересно и познавательно будет новичкам. Вот только будет не просто повторить подобное (смеется).
— Алексей, расскажите о том, как проходит творческий процесс: какие его этапы самые сложные, какие самые увлекательные для Вас? Сколько времени уходит на выполнение работы?
— Самое главное – это начать и закончить (смеется). Остальные этапы проходят быстро и незаметно. Я не могу ответить точно сколько времени у меня уходит на изготовление того или иного изделия. Могу без сна провести ночь и сделать многое, но и также иногда потратить буквально целый день в муках творчества, отвлекаясь на совершенно другие задумки, пока не придет вдохновение, как завершить основную работу.
— Ваши работы могут стать прекрасным украшением интерьера, привнести в него особую атмосферу и создать уют. А как обставлен Ваш дом?
— Я, скорее, сапожник без сапог. Для себя ничего специально не делаю. Мне интересен сам процесс работы. Интересно воплощать задумки и идеи в жизнь.
— Алексей, есть у Вас работа-мечта, которую Вы хотите воплотить в жизнь, но пока не получается?
— Как таковой мечты нет, есть направления, в которых я хотел бы развиваться. Например, освоить портретное направление, научиться передавать пластику лица и делать это максимально натуралистично. Также хотел бы попробовать выполнять скульптурные работы бензопилой. Но это совершенно другая специфика работы.
— Что бы Вы посоветовали тем, кто хочет профессионально заниматься хендмейдом и быть востребованным мастером?
— Удачи (смеется). А также уделять много времени саморазвитию, продолжать любимое дело и прислушиваться к мнению других людей.
— Вы принимаете участие в каких-либо выставках и мероприятиях?
— Раньше не уделял этому особого значения, моей основной площадкой был интернет. В этом году первый раз организовал небольшую выставку своих работ на фестивале сыра, который проходил в Татаново под Тамбовом. Там, помимо сырной продукции были представлены работы и других мастеров. Для меня фестиваль прошел удачно, сам глава Тамбовского района приобрел мою деревянную розу в горшочке.
— Алексей, расскажите про свою аудиторию. Какой он, Ваш покупатель?
— В первую очередь, это человек, который хочет сделать уникальный подарок, чтобы удивить и запомниться. Это человек, который тщательно выбирает презент, а не откупается стандартными вещами.
— Ваш сын заинтересован в том, чтобы продолжать Ваше дело?
— Пока нет, но после ряда интервью обо мне, он заинтересовался, захотел тоже минутку славы (улыбается). Я не настаиваю и не навязываю сыну то или иное увлечение, это должно придти само. У меня отец, к примеру, всю жизнь интересовался радиоэлектроникой, всегда что-то паял, мастерил, чинил. А вот я пошел по своему пути, но и его опыт мне в итоге пригодился. Вот и сын, возможно, выберет другую стезю. В любом случае, я помогу.
— Поделитесь планами на будущее. Как хотите развивать проект дальше, возможно открыть свою мастерскую?
— Так глобально я не мыслю. И вообще считаю, что все придет со временем. Но я бы мог скооперировался с каким-то творчески мыслящим человеком, например, с художником или дизайнером, чтобы совместно воплощать какие-то задумки и идеи.
Если же открывать свою мастерскую с наемными рабочими, то придется стать начальником, отойти от творчества и руководить процессом. Это тоже увлекательно, только делать уже работы будет кто-то другой. Возможно, появится больше денег и заказов, но потеряется душевная составляющая всего процесса.